Пятнадцать лет назад VI Всероссийский съезд лесоводов принял резолюцию по поводу нового Лесного кодекса РФ

Пятнадцать лет назад VI Всероссийский съезд лесоводов, прошедший в рамках Санкт-Петербургского международного лесного форума, принял резолюцию по поводу проекта нового Лесного кодекса РФ. Съезд не обозначил никаких концептуальных недостатков нового кодекса и не отверг проект в целом, а лишь предложил его доработать и отложить введение на один год – до 1 января 2008 года. Некоторые предложения Съезда лесоводов были учтены при доработке кодекса или впоследствии – например, о введении государственной инвентаризации лесов, о приоритете крупных интегрированных структур в лесопользовании, о создании единой системы учета лесоматериалов и их перемещения, об ограничении или запрете поставки круглых лесоматериалов за границу, и т.д.

Какой-то формальной правовой силы резолюция VI Всероссийского съезда лесоводов не имела, но фактически она стала важным поворотным пунктом в истории принятия нового Лесного кодекса. Резолюция показала, что профессиональное лесное сообщество как бы не против нового кодекса, если в него будут внесены небольшие (не концептуальные) поправки, и на подготовку к его введению будет дан один дополнительный год. Фактически с принятием этой резолюции борьба с новым кодексом была проиграна, и уже 1 ноября Государственная Дума приняла его проект во втором чтении.

История не знает сослагательного наклонения, и никто никогда не сможет в точности сказать, что было бы, если бы Съезд лесоводов отверг новый кодекс или предъявил претензии к его концепции. Шанс добиться изменений был – но у руководителей и ведущих специалистов отрасли, которые в основном и были представлены на съезде, не хватило смелости и решительности на более жесткую и определенную позицию. Независимые специалисты к участию в съезде допущены не были.

Изображение

Журнал Крокодил, 1988, №31

Ниже приводится текст резолюции.

Резолюция VI Всероссийского съезда лесоводов

принята 13 октября 2006 года в г. Санкт-Петербурге

VI Всероссийский съезд лесоводов собрался в преддверии масштабной реформы сложившейся системы лесных отношений, предполагающей децентрализацию лесоуправления и направленной на повышение эффективности использования лесного фонда при сохранении биологического разнообразия, экологического и ресурсного потенциала лесов, а также стимулирование развития национальной лесной промышленности.

Леса России – уникальная экологическая система, важнейший экономический, экологический и глобальный политический ресурс. Леса являются не только источником получения древесины и разнообразных лесных продуктов, но и служат экологическим каркасом природных территорий, играют важнейшую роль в регулировании глобальных процессов окружающей природной среды, сохранения климата, водных ресурсов и биологического разнообразия планеты. В ближайшие десятилетия значение российских лесов как возобновляемого ресурса для экономики страны и мира в целом будет существенно возрастать.

С прошлого – пятого съезда лесоводов прошло три с половиной года. Его решения были направлены на реализацию одобренной Правительством Российской Федерации Концепции развития лесного хозяйства на 2003-2010 годы и в целом выполнены.

Осуществлялась реформа лесоуправления, разработаны пилотные модели разделения хозяйственных и управленческих функций в лесхозах. Это создало правовую и практическую основу для коренной реформы управления в лесном хозяйстве с переносом основных прав, полномочий и ответственности в сфере управления лесным фондом и лесопользованием на региональный уровень.

Сложилась устойчивая тенденция роста покрытых лесами земель, устойчивости и продуктивности лесных насаждений. Впервые за последний период достигнуто превышение объемов лесовосстановления над площадью выбытия лесов от рубок главного пользования. За прошедший период вдвое увеличена доля долгосрочной аренды в общем объеме переданных в пользование лесов. Обеспечен рост предложения лесных ресурсов. Активизировалась практика использования участков лесного фонда для таких современных форм лесопользования, как рекреационные цели, нужды охотничьего хозяйства. Возросли объемы использования земель лесного фонда в целях недропользования и строительства объектов инфраструктуры, что позволило обеспечить развитие важнейших приоритетных проектов промышленности, транспорта и энергетики.

В результате совершенствования стратегии и практики ведения лесохозяйственных мероприятий обеспечено устойчивое сокращение ущерба от лесных пожаров, вредителей и болезней леса, удвоение доходов лесного хозяйства. Современными методами дистанционного мониторинга и контроля за лесопользованием охвачено около четверти территории с интенсивным освоением лесных ресурсов.

Выполнение основных положений Концепции развития лесного хозяйства обеспечило повышение инвестиционной привлекательности лесной промышленности, оснащение ряда лесозаготовительных предприятий современной техникой.

В последнее время Россия стала активным участником многих международных процессов и инициатив, повышающих уровень и международный престиж отечественного лесного хозяйства.

Вместе с тем в целом не удалось преодолеть многолетнее отставание лесного сектора. Не обеспечен приоритетный доступ к лесным ресурсам лесопользователей, имеющих мощности по переработке древесины и способных взять на себя проведение всего комплекса лесохозяйственных мероприятий. Недостаточны объемы строительства лесных дорог многоцелевого назначения. В структуре лесного экспорта продолжают преобладать круглые лесоматериалы. На эффективность использования лесных ресурсов отрицательно влияют такие факторы, как отсутствие актуальной информации о лесном фонде, недостаточно высокое качество таксации насаждений и оценки товарной структуры древостоев, снижение требований к материалам аэрофотосъемки.

Снизились объемы активных мер лесовосстановления и практически прекращены из-за отсутствия механизма финансирования работы по защитному лесоразведению на нелесных землях.

Поступающий в федеральный бюджет лесной доход не покрывает затраты государства на ведение лесного хозяйства.

Напряженная социально-трудовая ситуация в лесном комплексе и низкий уровень оплаты труда привели к оттоку высококвалифицированных специалистов из отраслей лесного комплекса.

Остается недостаточно эффективным механизм взаимодействия структур лесоуправления и лесопользования с институтами гражданского общества и гражданами.

Поручения Президента России по итогам совещания в Республике Коми в апреле 2006 года ориентируют лесной комплекс на обеспечение эффективного использования лесных ресурсов внутри страны за счет создания условий для развития производств по “глубокой переработке” лесного сырья и стимулирования внутреннего спроса на продукцию отечественного лесного комплекса.

Должны быть приняты первоочередные меры по воспроизводству лесов хозяйственно ценными породами, а также борьбе с незаконными рубками и оборотом древесины нелегального происхождения. Требуют дальнейшего совершенствования механизмы тарифно-таможенного регулирования экспорта лесной продукции.

С 2007 года предстоит вести лесное хозяйство в принципиально новых условиях, формируемых новым Лесным кодексом Российской Федерации. Предусматривается максимальная децентрализация системы управления лесным хозяйством России и лесопользования путем передачи полномочий по управлению использованием лесов, их охране, защите и воспроизводству в ведение субъектов Российской Федерации. Расширяются виды лесопользования, снимаются необоснованные запреты на заготовку древесины, планируется переход на классификацию лесов по целевому назначению и осуществление лесохозяйственной деятельности в соответствии с классификацией и районированием лесов.

Участники VI Всероссийского съезда лесоводов, проанализировав в ходе проведения “круглых столов” опыт лесоуправления в стране, достижения и проблемы лесного хозяйства, подтверждают исключительную роль лесов для экономического роста страны и сохранения благоприятной среды обитания.

Съезд выдвигает следующие предложения, направленные на повышение эффективности лесоуправления и лесопользования, а также улучшение состояния лесов.

Доработать проект Лесного кодекса и законопроект о его введении в действие с учетом следующих предложений:

1. Ввести понятие “государственная инвентаризация лесов”, возложив функции по ее проведению на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти;

2. Установить, что лесные планы субъектов Российской Федерации утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

3. Определить полномочия Российской Федерации по установлению порядка проведения аккредитации предпринимательской и (или) профессиональной деятельности в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов;

4. Определить, что одним из интегральных показателей оценки эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов органами государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных полномочий должен являться углеродный баланс – разница между депонированием и эмиссией углерода лесными экосистемами;

5. Установить, что лесничества и лесопарки являются территориальными единицами управления лесами;

6. Установить, что государственная экспертиза проекта освоения лесов в субъектах Российской Федерации проводится уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

7. Предусмотреть возможность закрепления лесных участков за специализированными организациями уполномоченного федерального органа исполнительной власти на праве безвозмездного срочного пользования;

8. Определить срок введения в действие новой редакции Лесного кодекса Российской Федерации с 1 января 2008 года.

Продолжить работу по совершенствованию экономического механизма лесоуправления, в частности:

1. Усовершенствовать механизм формирования расходов федерального бюджета в виде субвенций на ведение лесного хозяйства, ориентированный на конечный результат;

2. Уточнить расчеты доходных источников федерального бюджета;

3. Разработать систему ставок платы за единицу лесного ресурса и за единицу площади лесного участка для аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, с учетом передачи арендаторам функций ведения лесного хозяйства;

3. Разработать систему целевых прогнозных показателей эффективности использования субвенций субъектами Российской Федерации, направляемых на использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов.

Признать главной задачей в организации лесопользования и лесоустройства вовлечение и использование экономически доступного лесосырьевого потенциала через долгосрочную аренду лесных участков крупными интегрированными структурами, осуществляющими заготовку и переработку древесины, а также ведение лесного хозяйства и в этой связи рекомендовать:

1. Федеральным органам исполнительной власти в области лесного хозяйства обеспечить:

разработку пакета нормативно-правовых актов, регулирующих отпуск древесины на корню и организацию лесопользования, в том числе экологически и экономически обоснованные способы и параметры рубок леса и ухода за ним;

создание лесоустроительной базы данных по лесничествам в структуре Федерального государственного лесного реестра.

2. Федеральным органам исполнительной власти в области лесного хозяйства совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть в планах лесоустроительных работ на 2007 год разработку лесохозяйственных регламентов лесничеств в зоне интенсивных лесозаготовок и ведения лесного хозяйства.

Признать приоритетами в области правоприменения и обеспечения экономической безопасности в лесном секторе разработку и реализацию:

1. Национальной лесной политики России, определяющей цели, задачи и пути развития лесного комплекса как стратегически важного сектора экономики страны;

2. Национального плана действий по предотвращению незаконных рубок и нелегального оборота древесины, предложенного в рамках процесса ЕСА-ФЛЕГ, включая в первую очередь такие меры, как развитие систем сертификации лесоуправления и поставок древесины, введение системы дистанционного (аэрокосмического) мониторинга лесопользования, а также создание единой системы учета и измерений лесоматериалов и реализацию соглашений об обмене информацией о перемещении лесоматериалов;

3. Системы мер по совершенствованию тарифно-таможенного регулирования экспорта древесины и изделий из нее, вплоть до запрета поставки круглых лесоматериалов за границу;

4. Правовых антикоррупционных механизмов, учитывающих специфику лесного сектора экономики.

Признать приоритетами в области развития охраны и защиты лесов:

1. Развитие системы мониторинга лесных пожаров, основанной на комплексном использовании наземных, авиационных и космических средств и методов наблюдения, современных телекоммуникационных сетей, геоинформационных технологий и систем грозопеленгации;

2. Совершенствование на базе лесозащитного районирования лесопатологического мониторинга, включая оценку радиологической обстановки в лесах;

3. Расширение исследований по природе лесных пожаров, болезней и вредителей леса, других неблагоприятных факторов и оценке их воздействия на состояние и динамику лесных экосистем, глобальные биосферные циклы;

4. Завершение работ по научно обоснованному зонированию территории лесного фонда по видам и уровням охраны лесов от пожаров, защиты от вредителей и болезней, других неблагоприятных факторов.

Признать приоритетными задачами в области лесовосстановления и лесоразведения:

1. Разработку Концепции воспроизводства лесов в Российской Федерации;

2. Определение системы мер в области лесовосстановления и лесоразведения согласно требованиям Киотского протокола к рамочной Конвенции ООН об изменении климата;

3. Разработку механизма долгосрочной аренды земель сельскохозяйственного назначения, не используемых в настоящее время, для создания лесных плантаций.

Признать приоритетными задачами в области кадрового обеспечения реформы лесоуправления и подготовки кадров для лесного комплекса предлагается:

1. Разработку Концепции развития высшего, среднего и дополнительного профессионального лесного образования с учетом изменений лесного законодательства;

2. Разработку и реализацию с участием отраслевого профсоюза и представителей лесного бизнеса комплекса мер, направленных на повышение уровня жизни работников лесной отрасли, их социальной защищенности, создание новых рабочих мест в сфере лесопромышленного производства и ведения лесного хозяйства, а также осуществлять организационные мероприятия по профессиональной лесной ориентации молодежи.

Сформировать стабильные механизмы и институты эффективного взаимодействия с гражданским обществом в вопросах лесоуправления и лесопользования и в этих целях:

1. Рекомендовать отраслевым общественным организациям и общественным консультативным советам лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса принять действенные меры по расширению связей со структурами гражданского общества, в том числе посредством внесения соответствующих изменений и дополнений в уставы организаций и положения о советах.

2. С учетом осуществляемой передачи полномочий в субъекты РФ рекомендовать распространение на региональный уровень накопленного Рослесхозом опыта взаимодействия с гражданским обществом в форме общественных и координационных советов.

Продолжить работу по лесной сертификации и в этих целях рекомендовать федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечить правовую поддержку:

закупкам сертифицированного древесного сырья и готовой лесной продукции для государственных нужд;

созданию преференций компаниям, проводящим работы по добровольной лесной сертификации лесоуправления и цепочки поставок лесной продукции.

Признать приоритетным развитие экологически ориентированных видов лесопользования и рекомендовать:

1. Федеральным органам исполнительной власти при участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации усовершенствовать механизмы организационно-правового обеспечения арендных отношений на землях лесного фонда для целей рекреации и туризма, предусмотрев, в частности:

– разработку и утверждение типовых методик расчета рекреационных нагрузок, инвентаризации, зонирования и экономической оценки туристско-рекреационных ресурсов конкретных территорий;

– уточнение порядка заключения, приостановления и расторжения договоров аренды участков лесного фонда для целей рекреации и туризма (в том числе в случаях многоцелевого использования лесов);

– внесение соответствующих изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и целевой переподготовки кадров лесоуправления.

2. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при участии органов местного самоуправления обеспечить, с учетом необходимых экологических и социальных ограничений, создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в развитие рекреации и туризма на землях лесного фонда, в том числе государственно-частных партнерств по созданию соответствующей экологической, образовательно-информационной и коммунально-бытовой (утилизация отходов) инфраструктуры на прилегающих территориях.

3. Федеральным органам исполнительной власти конкретизировать механизмы создания и функционирования особых экономических зон (ОЭЗ) туристско-рекреационного и технико-внедренческого типов в части определения порядка включения в состав ОЭЗ участков земель лесного фонда и земель особо охраняемых природных территорий, находящихся в федеральной собственности, распределения полномочий между органами РосОЭЗ, Рослесхоза и Росприроднадзора по функциональному управлению земельными участками соответствующих категорий в пределах территории ОЭЗ, а также специального порядка расчета размера арендной платы по договорам аренды таких земельных участков.

http://www.forestforum.ru/viewtopic.php?f=9&t=26034

***

С одной стороны да, с другой надо быть в то время и учитывать всю проблематику того времени, чтобы ощущать полную картину. До 2007 года из леса тащили всё и вся, лесхозы рубили расчетную лесосеку и ещё столько же, а то и больше, рубили ВСЕ кому не попадя, все вопросы тогда решались тем или иным способом, хозяин у леса было государство, а в то время государства не было, молчу уже про полномочия – никто ни за что тогда вообще не отвечал… Подтверждением тому служит введение аж Чрезвычайных ситуаций по субъектам федерации в связи с незаконным порубом. Отдали в аренду и бардак, масштаб произвола снизился- это факт.

  1. Появились юридические лица, с которых можно брать деньги, вне зависимости от их деятельности.
  2. ПОЛами регламентировалась ежегодная лесосека аж по годичным зарубам.
  3. охрана и защита хоть как-то но начала выполняться

Отголоском того времени можно считать неарендованные леса и леса на с/х пользовании, где происходит вообще полная анархия и которые могут гореть раз в 10 лет и никто там ничего не делает…

Если сейчас кажется что нынешняя система -тупиковый путь развития, то на то время заплатка в виде лесного кодекса была просто необходима…

***

Бардак тогда, действительно, был изрядным – еще не до конца прошел управленческий хаос, вызванный ликвидацией Федеральной службы лесного хозяйства и Госкомэкологии президентским указом от 17 мая 2000 года, да и других проблем, унаследованных с еще более ранних времен, хватало.

Но с другой стороны – было вполне очевидно, что такой новый кодекс, какой предложило Минэкономразвития, просто добьет отрасль, но не позволит создать что-либо работающее взамен (что, собственно, и произошло после принятия кодекса). Концептуальные проблемы нового кодекса были в целом вполне очевидны, и было очевидно, что такой процесс его подготовки ничем хорошим кончиться не может. К октябрю 2006 года картина неизбежной, в случае принятия такого кодекса, будущей лесной разрухи была уже совершенно ясна.

И я уверен, что если бы Съезд лесоводов четко и однозначно это заявил, и высказался против введения такого кодекса – процесс бы, как минимум, затормозился до следующего года, и что-то еще можно было бы исправить. Вряд ли можно было бы изменить проект концептуально, но смягчить последствия его принятия, думаю, было бы можно.

Главное – извлечь из этого правильные уроки. Я думаю, что бардак в лесном комплексе в ближайшие годы будет быстро нарастать (главным образом из-за все более дурного отраслевого законодательства и тяжелой кадровой ситуации), и идея разработки очередного нового Лесного кодекса вскоре опять всплывет. Но если этот очередной кодекс будет делаться и приниматься примерно в том же порядке, как в 2004-2006 годах – то и получится примерно такая же ерунда, которая обеспечит тотальный хаос еще на несколько лет вперед.

http://www.forestforum.ru/viewtopic.php?f=9&t=26034

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *