Главным органом управления лесами в России фактически становится прокуратура

При запредельно мутном лесном законодательстве, отсутствии в стране внятной лесной политики и в целом запретительно-репрессивном настрое государства и общества по отношению к лесному комплексу, главным органом управления лесами в России фактически становится прокуратура. Она уже явно сильнее влияет на ситуацию в лесном комплексе, чем Минприроды, Рослесхоз и все подведомственные им организации вместе взятые, и это влияние быстро растет. Очевидно, что в ближайшие несколько лет этот рост продолжится.

Ниже приводится сообщение с сайта Генеральной прокуратуры (ссылка).

О реализации комплекса дополнительных мероприятий по активизации прокурорского надзора в сфере декриминализации лесного комплекса

По поручению Генерального прокурора Российской Федерации Игоря Краснова продолжена реализация комплекса дополнительных мероприятий по активизации прокурорского надзора в сфере декриминализации лесного комплекса.

С учетом принятого Президентом Российской Федерации решения об установлении с 1 января 2022 года запрета на вывоз из страны необработанной и грубо обработанной древесины ценных пород прокурорам поручено усилить надзор за исполнением законов в целях недопущения интенсификации нелегальной заготовки и контрабанды древесины.

За первое полугодие 2021 года органами прокуратуры выявлено 29,8 тыс. нарушений лесного законодательства, для устранения которых внесено 8 тыс. представлений, в суды направлено 2 тыс. заявлений. Опротестовано 1,2 тыс. незаконных правовых актов. На основании требований и постановлений прокуроров к дисциплинарной и административной ответственности привлечено 6,6 тыс. лиц, возбуждено 614 уголовных дел.

Проведенные совместно с иными органами государственной власти проверки способствовали снижению уровня нелегальной заготовки древесины (по данным космомониторинга за 6 месяцев текущего года число таких случаев уменьшилось на 8,8 %, объем – на 35 %), зарегистрировано на 15 % меньше преступлений, связанных с незаконной рубкой лесных насаждений (4,7 тыс.), и на 44 % – с уничтожением и повреждением лесных насаждений (235).

Территориальными и специализированными прокурорами созданы постоянно действующие межведомственные рабочие группы, в рамках которых проводятся проверочные мероприятия, обсуждаются проблемные вопросы правоприменительной практики, методики проверок.

В большинстве регионов с целью повышения качества и результативности расследования уголовных дел по инициативе прокуроров в органах внутренних дел сформированы следственно-оперативные группы по борьбе с преступностью в лесной сфере, результаты их работы заслушиваются в рамках межведомственных оперативных совещаний и рабочих групп.

Кроме того, контроль за состоянием работы и полнотой принимаемых правоохранительными и контролирующими органами мер по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений и преступлений в сфере лесопользования обеспечивается прокурорами в рамках координационной деятельности.

Наиболее активно такая работа ведется в регионах Сибири и Дальнего Востока, где ежегодно фиксируются значительные масштабы нелегальной заготовки древесины.

К примеру, Амурской бассейновой природоохранной прокуратурой проведены масштабные проверки в Приморском крае, где вскрыто необоснованное продление договоров аренды лесных участков, повлекшее незаконные рубки лесных насаждений с ущербом более 1 млрд рублей. На основании материалов прокуратуры следственными органами возбуждены и расследуются уголовные дела по части 1 статьи 286 УК РФ (превышение должностных полномочий) и по части 3 статьи 260 УК РФ (незаконная рубка лесных насаждений). Дополнительные проверочные мероприятия по аналогичным фактам природоохранной прокуратурой продолжены, по их итогам будет рассчитан окончательный размер ущерба.

В ходе выездов межведомственных групп в лесничества Иркутской области в первом полугодии 2021 года прокурорами в следственные органы направлено 13 материалов для решения вопроса об уголовном преследовании лиц, совершивших незаконные рубки лесных насаждений на сумму более 2 млн рублей. Результатом функционирования таких групп в Забайкальском крае стало выявление двух фактов контрабанды древесины, по которым возбуждены и расследуются уголовные дела.

Продолжены проверки лесоприемных пунктов, деятельность которых нередко осуществляется с отступлениями от требований закона, что способствует вовлечению в оборот неучтенных лесоматериалов (Республика Бурятия, Кировская, Новосибирская, Томская области и др.). Так, Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой проведено 20 проверок, в ходе которых вскрыты пункты приема и обработки древесины, не поставленные на учет, а также отсутствие на них документации, подтверждающей законность происхождения сырья. По всем нарушениям приняты меры прокурорского реагирования, виновные лица привлечены к административной ответственности.

Вопросы противодействия преступности в сфере экспорта древесины находятся на постоянном контроле транспортных прокуроров. В результате совместной работы Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры, подразделений ФСБ России и МВД России возбуждено два уголовных дела по части 3 статьи 226.1 УК РФ (контрабанда стратегически важных товаров) по фактам создания преступного сообщества в целях вывоза лесоматериалов.

В соответствии с указанием Генерального прокурора Российской Федерации Игоря Краснова от 4 августа 2021 года «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере лесопользования» всем прокурорам поручено обеспечить эффективное взаимодействие с правоохранительными и контролирующими органами в рамках деятельности межведомственных рабочих групп и следственно-оперативных групп по борьбе с преступностью в лесной отрасли.

Дальнейшая работа по надзору за исполнением лесного законодательства выполняется с учетом поручения Генпрокурора России о ежеквартальном анализе состояния законности в рассматриваемой сфере.

http://forestforum.ru/viewtopic.php?f=9&t=25998

Loading